Дэн Браун – Код да Винчи

Я был в восторге от экранизации Кода да Винчи и спустя годы решил вернуться к произведению, прочитав оригинал. И знаете что? Голливуд в этот раз победил. Даже как-то грустно сравнивать тот старый Голливуд, где работали настоящие профессионалы, с нынешним – увязшим в повесточном болоте.

Но вернёмся к книге. Пожалуй, первое, что вызывает недоумение, – это затянутое начало и совершенно скомканная концовка. В фильме к финалу мы приходили к ощущению катарсиса (Ханс Циммер – гений!), чувствовалась грандиозность завершённого пути. В книге же этого нет совсем. События развиваются спонтанно, без какой-либо логики:

Софи, не говоря ни слова, вышла из часовни и теперь спускалась по пологому склону холма к стоявшему чуть поодаль каменному строению… Софи с замиранием сердца шагнула на крыльцо. Теперь она видела: женщина держит в руках фотографию мужчины в рамочке.

Ой, как удобно. Ощущение, что Дэн Браун выдохся и решил закончить книгу как можно скорее, перестав думать над объяснением происходящего. Пошла, нашла, увидела – happy end.

Информация о том, что Софи – потомок Христа и принадлежит к царскому роду, подаётся вскользь, в одном коротком абзаце, будто это что-то несущественное. Такая концовка восторга не вызывает.

Второе, что бросается в глаза, – навязчивое повторение идеи о “священном женском начале”. При этом нельзя сказать, что книга скатывается в феминистскую повестку – она не про это. Но создаётся ощущение, что эта мысль была для автора очень, очень, очень важна, и поэтому он решил повторить её много, много, много раз. В фильме эта тема раскрывается куда органичнее, не создавая такого странного акцента.

В остальном Голливуд довольно удачно оптимизировал историю в мелочах. Убрали внешний криптекс, который решился в книге выкидыванием букв из имени героини. Поиск разгадки в королевском колледже сократили до “удачной” выдачи гугла в телефоне случайного парня. В фильме мотивация банкира мне была не совсем понятна, но в книге она стала ещё менее понятной: он узнаёт Софи в банке, в конце мы узнаем, что это был близкий друг Соньера. Всё это делает мотивацию и действия Андре Берне из книги ещё более странными.

Как правило, книга лучше раскрывает историю, чем экранизация. Но в случае Кода да Винчи получилось наоборот. Визуальная составляющая для такой истории оказалась важнее, чем детали повествования. Да и сама книга несколько проиграла фильму по динамике и лаконичности повествования.