Редкая книга может переключить восприятие с рационального на эмоциональное. Если книге это удается, ею восхищаются, в противном случае – недоумевают почему ею восхищаются. Норвежскому лесу в моем случае это сделать не удалось, поэтому дальше я буду недоумевать.
Жизнь и смерть. Тема суицида мне не близка, потому что у меня никогда не было суицидальных мыслей. Я прекрасно понимаю, что жизнь многогранна и только от нас самих зависит то, какой она будет, что не бывает безвыходных ситуаций. Но в историях некоторых персонажей тонкой линией прослеживается некая обреченность. Наоко и Рэйко – в их психологических проблемах, Мидори – в ее семейной истории, Хацуми – в неразделенной любви. И если Рэйко и Мидори принимают это в себе, обращают это в жизнелюбие, то Наоко и Хацуми это чувство накрывает с головой.
Без ответов. В книге очень много событий, которые остаются без объяснений. Например, что случилось с Штурмовиком? Почему Наоко переспала с Ватанабэ в свой день рождения? почему Наоко ничего не помнила о своем ночном визите к Ватанабэ? И такие вопросы возникают постоянно во время прочтения. С одной стороны, это придает произведению загадочности и даже некой правдоподобности: в жизни порой действительно происходят события, которые не получается себе объяснить. С другой стороны, теряется целостность произведения, история превращается в набор случайных событий, которые слабо связаны друг с другом.
Существование. Тоору Ватанабэ – главный герой, но вообще никакой. У него нет ни увлечений, ни стремлений, ни собственных желаний. Он просто плывёт по течению. Живя со Штурмовиком, он принимает его правила в быту; и даже после его исчезновения, им следует. Прогулки с Наоко кажутся ему странными, но он к ним привыкает и даже начинает видеть в них какой-то смысл. Мидори вообще вытворяет с Ватанабэ все, что ей приходит в голову. Даже “охота” с Нагасавой ему претит, но он продолжает периодически этим заниматься. Ему нечем заполнить свою жизнь, и он заполняет ее тем, чем заполняют ее другие.
Вся история Ватанабэ – это истории других людей: Кидзуки, Наоко, Мидори. Для себя в своей жизни он делает очень мало и если делает, то скорее из необходимости, а не из собственного желания. Он не может рассказать свою историю как Рэйко, потому что у него такой истории попросту нет. И только в конце, потеряв Наоко, скитаясь в горе, он начинает переосмысливать то, что ему важно. Только в конце он начинает писать свою историю, начинает с звонка Мидори.