Теодор Драйзер – Финансист

Фрэнк Каупервуд формулирует такую идею для себя очень рано. Еще будучи подростком, он раскрывает свой талант и понимает, чему хочет посвятить свою жизнь. Шаг за шагом он постигает премудрости финансово дела и, благодаря таланту и усердию, достигает больших успехов.

Стоит отметить, что Фрэнк отдается своей работе полностью: он активен, проявляет здоровую инициативу и заинтересован в успехе предприятия, в котором работает. Это раскрывает его как специалиста и позволяет завести полезные связи. Думаю, это не далеко от истины. Работают все, но достигают чего-то только единицы, которые прилагают больше усилий чем все остальные. Даже если ваши старания не оценят по достоинству, вы будете расти как специалист. А хорошие специалисты всегда нарасхват.

Проработав в двух конторах, Каупервуд решает, что дорос до собственного дела. С этого момента раскрывается в полной мере его неумное стремление к богатству. Ему недостаточно той честной прибыли, которая приносит его фирма. Он знает про “кормушку”, которая может дать намного больше. Вопрос этики Каупервуд решает простым тезисом: если этим пользуются другие, то почему нельзя ему? Актуален до сих пор. Плюс, Фрэнк, как человек прагматичный, считает, что никому не навредит, а лишь принесёт пользу, пусть и себе, в большей степени. Разве можно его за это судить?

Запутанный клубок спекуляций рушится в день чикагского пожара, который вызывает панику на бирже. Каупервуд считает это временными трудностями и не поддается панике. Но он паникует, это понятно по его поступкам. Внезапно в нем просыпается наивность. Сначала он обращается за поддержкой к магнатам (через Батлера), с которыми никогда не имел дел и которые ничем ему не обязаны. А потом и вовсе совершает сомнительную операцию, оправдывая это устоявшимся порядком. Он прекрасно понимает, что это противозаконно, но все равно делает. И эта ошибка становится для Фрэнка фатальной.

До сих пор я не уделял внимание любовным отношениям Каупервуда, которые проходят красной линией через всё произведение. Любовь Каупервуда, в моем понимании, это не любовь к человеку, это скорее любовь к красоте. В книге почти нет описаний того, как Каупервуд проводит время со своей возлюбленной, зато при каждом подходящем случае подчеркивается восхищение её красотой, сначала Лилиан, а потом Эйлин.

Также, на эти мысли наталкивают отношения Каупервуда с детьми. К мальчику, который не унаследовал его таланта, он совершенно безразличен, а девочка своей внешностью ему напоминает мать, которую он некогда любил за ее изысканную красоту. Отцовские чувства Каупервуду чужды, поэтому он не уделяет время своим детям.

Примечательно, что при таком поверхностном отношении, любовь в нем очень сильна. Он не может отказаться от Эйлин, зная все плачевные последствия для него. И даже когда все раскрывается, он остается верен себе и этому чувству. Любовь к красоте – одна из движущих сил Каупервуда.

В целом, Финансист оставил у меня немного странное впечатление. Книга погружает в свой мир обилием деталей: описанием интерьеров, одежды, политической ситуации в стране. Каждый персонаж, вступающий в сюжет, дотошно описывается: проводится экскурс в его историю, разъясняется его мотивация и положение в общей картине. В общем, книга пытается дать как можно более объемное представление. При всем при этом она не вызывает никаких эмоций. Она не удивляет, не заставляет сопереживать герою, не нагнетает интригу, в книге даже кульминации как таковой нет. Она просто беспристрастно описывает события и на этом ее полномочия заканчиваются. Хорошо это или плохо, решайте сами.